Шилов А.Ф.

 

Проблема лжи в нравственных исканиях человечества

 

Ложь и правда

                                                                                               Что посеешь, то и пожнёшь.

Нар.мудрость

 

   Человечество вступило в ХХ1век. Очень многое меняется на наших глазах, темп жизни ускоряется не по годам и по дням, а порой даже по часам. Мы участники калейдоскопа Жизни. В чём же состоит её Мудрость? А в том, чтобы каждый из нас смог отделить «Зёрна от плевел», «Вечное от приходящего», «Живое от мёртвого», «Истину от лжи», «Правду от вымысла», «Красоту от уродства», «Гармонию от хаоса». Постоянная смена событий и фактов – это только внешняя сторона нашей жизни. Внутренняя же всегда от нас сокрыта, и открывается она лишь тогда, когда наше с вами сознание опирается на Вечные неувядаемые ценности. При мнимой зримости благополучия, этот мир даёт нам очаровывающую иллюзию; мы обманываемся, считая материальное главным и очень ценным. Но, рано или поздно, внутренний мир нашей души востребует свою пищу. В Духе каждого из нас заложены Основы нравственного Закона. Души наши являются посредником между  земным и Небесным, духовным и телесным. Мы чувствуем в себе этот Закон каждый раз через нашу совесть, которая напоминает, что следует, а чего не следует делать. Беда ожидает тех, кто заглушил этот голос, ибо сказано: «Что посеешь, то и пожнёшь». Обман в нашу жизнь приходит не сам по себе, а через деяния рук человеческих, через его слово и мысль. Ложь, неправда, враньё, обман в духовной сокровищнице человечества издавна считались грехами. Это были маркеры, изобличающие болезнь духовную или её признаки. Вспомним сказанное святыми земли нашей, как они, оком своим чистым всю правду жизни видя, наставления дают в назидание, а хотя времена и меняются, да вот беды наши прежними остаются:

•·        «Видал я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять своё природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных».

•·         Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми».

•·         «Лукавство происходит от возношения и гнева…».

•·         «Лицемерие есть матерь и причина лжи».

•·         «Как во всех страстях, так и во лжи познаём мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжёт по страху наказания, и иной тому, который лжёт без подлежащей опасности».

•·         «Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло».

•·         «Навык лгать, превратившийся в природу самомнения, противник смирения».

•·         «Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства».

   Мудро наставляет святой Иоанн Лествичник. (1)

Об истине, лжи и заблуждении

Что есть истина?

Понтий Пилат

 

  Философия даёт соотношение понятий истины с «заблуждением», «лжи» с «правдой». Классическое определение «истины» дал Аристотель: «Это такие знания о предмете, которые соответствуют этому предмету». Последующие поколения философов критерий истинности знаний найдут в практике. Так как процесс познания сложен и долог, то проходит его человек через заблуждения. Ложь от заблуждения отличается преднамеренно для достижения корыстных целей: богатств, карьеры, превосходства над другими людьми.

  Этот тезис в истории известен из диалога между Христом и Пилатом, состоявшимся  2000 лет тому назад.

«Ищите истину, и она сделает вас свободными», - говорит Христос.

«Что есть истина?» - иронически вопрошает в то время Пилат.

Конечно же,  этот высокопоставленный римский чиновник уже использовал приёмы манипулирования  сознанием не только одного человека, но и сознанием населения целой страны. Уж он точно знал современный принцип: «Тот, кто владеет информацией, владеет миром» -  с поправкой: если извращать её в своих интересах, т.е. прибегать ко лжи.

  Из толкового словаря Владимира Даля узнаём этимологию слова «ложь»:

лука – изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный или лесистый мыс; поёмный, огибаемый рекою.

От природных названий и произошли слова, применяемые к человеку, его скрытому и явному поведению.

Лукавить – ходить криво, луками, изгибами. Птица ходит, лукавит.

Лукавый – хитрый и умышляющий, коварный, скрытый и злой, обманчивый и опасный, криводушный, противоречивый, двуличный и злонамеренный.

Хитрить – замышляя, действовать лживо, притворно, коварно, скрытно и злоумышленно. Кривить душою, идти скрытыми происками.

«Вся неправда от лукавого». «Лукавой бабы в ступе не утолчёшь».

«На лукавого славу пускают, а сами мутят». «Ворочает, как лукавый в болоте».

«Будешь лукавить, так чёрт задавит». «Отлукавился от дела, полукавил бы, да грешно».(2)

Хуже всего, когда лжец сжился со своим пороком.

«Лжецу не верят, даже когда он говорит правду» (Цицерон).

Человеку, ставшему объектом обмана, наносится материальный, нравственный, психологический ущерб.

К сожалению, надо признать, что ложь проникла во все сферы человеческой деятельности. В человеческих взаимоотношениях порой ложь принимают за норму жизни. Правду и честность считают дурным тоном. Мы обманываем самих себя, обманываем детей: «Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от ложных состязаний, уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию» (3)

 Нам могут лгать по телевидению, в прессе, в миллионных тиражах книг и журналов.

«Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя – по числу отпечатков книг. Занимать ложью место народных книгохранилищ – тяжкое преступление» (3), -  заостряет наше внимание Живая Этика. На лжи и несение ответственности за ложь в обществе.

Продавцы предлагают некачественный товар и продукты, пестрят рекламные щиты, навязывая сомнительный счастливый и здоровый образ жизни, составной частью которого  являются рекламируемые курение и алкоголь.

Нам предлагают то, что чревато плачевным исходом, что невидимо в конечном своём проявлении.

Мнимая свобода заканчивается вседозволенностью, распущенность вкусов и взглядов приводит к падению нравов, отсутствие настоящей Красоты заменяется ложной красотой. Многие люди живут, чтобы есть, а должно есть, чтобы ЖИТЬ. Возвысили физическую красоту: «Из соревнования постепенно поднимается ехидна зависти, в том же гнезде ложь и лицемерие».(4)

Сплетничать, хвастаться, завидовать – этими  ложными ценностями живёт большинство. Стяжательство, воровство -  это тоже ложь, за которую держится человек. «Простой разум поймёт, как невозможно взять с собою земные вещи».(4) Пусть каждый вспомнит, с чем он пришел, когда он родился. Человек, однажды надев маску  лицемерия, лжи и притворства, к сожалению, не снимает её до конца жизни. Ведь одеть её было куда легче, чем снять. Маска становится личностью.

Мудрецы Востока говорят: «Вы боитесь говорить правду, и обычную ложь прикрываете высокими словами; вы называете её “святой ложью”, “ложью во спасение”, “деловой необходимостью”, “соблюдением приличий”, но Я скажу: «Это просто ложь». Один – единственный микроб – крошечная клетка – может повалить гиганта. Знайте, что порождённая вами ложь будет расти и без помех проникать в сердца других, которые тоже могут страдать; они постоянно борются  с силами тьмы, демонами страха и отчаяния, малодушия и ненависти и могли бы победить, если бы вирус мерзости, разложения и порока, выпущенный вами на волю, не опустошил их сердца. Подумайте, может ли правда, какой бы горькой она ни была, принести столько несчастья, сколько приносит самая сладкая ложь, всегда полная зла?

Ложь, нашептанная Еве змием, наполнила мир невыразимым страданием. Только правда может спасти мир, и каждое сознательное уклонение от неё увеличивает горе и отдаляет день освобождения, но каждое слово правды облегчает бремя страданий и приближает этот день».(5)

Может, в этом и состоит правда сегодняшнего дня, чтобы мы посмотрели ей в глаза и признали печальный факт, что причина нашего неблагополучия мы сами.

Из глубины веков звучит завет Будды и Христа, Моисея и Мухаммеда, Заратустры, других подвижников и святых – «Не лги!»

В Ветхом Завете – «Не убий», перекликается с Новым Заветом – «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца».(6)

«Не кради»  -  «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся».(7)

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»  -  «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу».(7)

Из сокровищницы мировой мудрости

Существует ли единый принцип, которого

следует придерживаться в течении всей жизни?

Несомненно, таковым принципом является

забота и доброта. Не делай другим того, чего не

                                       хотел бы испытать сам.

Конфуций

 

Пророк Заратуштра, живший среди арийских племён в западной части страны Арианы (ныне Иран), предположительно В VIII-VI веке до н.э., заложил основы Персидской цивилизации и провозгласил нравственный закон о вечно актуальном, воспроизводимом в каждом поколении, решающем выборе между добром и злом на всех уровнях, от личностно-индивидуального до вселенского.

«Знай, человек: два Духа, два близнеца,

провозгласили Зло и Добро. Постичь

разницу между ними сумеет лишь праведник, а

бесчестный будет слеп.

 

Жизни и тлену дали начало два Духа,

провозгласили их до конца мира.

Был грешным – Злой предназначен Дух.

Праведникам потворствовал Дух добра.

 

Так разделились Духи: Лукавый – зло

выбрал себе, а праведность – Дух Благой,

что облачён в твердейшие небеса;

с ним же те, что Ахуру чтут».(8)

(Ахура – Мазда – Властелин Мысли, верховная божественная сущность, творец бестелесного и вещественного мира).

Как известно, буддийская традиция принимает идею перерождения – это общая черта индийских духовных учений. И из книги в повести «Джатаки о сотворении лжи»(9) мы узнаём:

 

 «Если кто-то знает правду,

Но заведомо обманет –

У того хоть были дети,

Он их в доме не увидит.

Если правду ты промолвишь,

Станешь вновь царём, как прежде.

Если будешь лгать упорно,

Погрузишься ещё глубже». (НЕЗЫБЬ лютейший из буддийских знойных адов).

«Джатаки» – повести о прошлых рождениях, популярнейшая в буддийских странах книга.

Листая страницы истории, можно убедиться: вопрос лжи был актуален во все времена. Все прогрессивные и знающие люди своего времени старались всеми доступными средствами изобличать корень лжи. Понимая скрытую силу этого зла, они вели открытый бой, и оружием их было огненное слово. Ложь же изобличённая  рядилась  в новые одежды.

Одним из таких мастеров слова был в VI в. до н.э. греческий мудрец и шутник – раб Эзоп. Остротой своего слова мудрый «раб» умел показать сущность лжи. В басне «Лисица и крокодил» он рассказал, как действительность всегда изобличает лжецов.

«Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и, наконец, заявил, что праотцы его были гиамнасиархами. Лисица на это ответила: “И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии”».(10)

Соломон, царь Израиля, заслужил право на уважение и благодарную память потомков своим умом. Устами библейского царя говорит сама Мудрость. Его почитают иудеи, христиане и мусульмане. За последние три тысячи лет эту истину никто так и не решился оспорить. В книге «Притчей Соломоновых» раскрывается природа затронутой темы лжи через сравнение с мудростью.

     «Приобретай мудрость, приобретай разум…

Не оставляя её, и она будет охранять тебя;

люби её, и она будет оберегать тебя…

Мудростью устрояется дом, и разумом утверждается.

Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою…

А кто утверждается на лжи,

тот пасёт ветры и блуждает по тропинкам поля своего;

проходит через безводную пустыню и землю, обречённую на жажду;

собирает руками бесплодие… И воздастся человеку по делам его».

 

Царь Соломон напоминает нам также о путях избранных:

 

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми,

но конец их – путь к смерти.

Трудящийся трудится для себя,

потому что понуждает его к тому рот его.

Человек лукавый замышляет зло,

и на устах его как бы огонь палящий.

Человек коварный сеет раздор,

И наушник разлучает друзей.

Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего

И ведёт его на путь недобрый; …

Долготерпеливый лучше храброго,

И владеющий собою лучше завоевателя города.

В полу бросается жребий, но всё решение его – от Господа».(11)

 Философ древней Греции Пифагор, живший около 242–306гг. до н.э.,  впервые  обращает внимание на то, каких надо усилий приложить для сохранения дружеских отношений, описал дружбу как нравственную ценность.

«Из дружбы никогда не нужно изгонять доверия – ни в игре, ни в занятиях. Ведь дружба сохраняется с трудом, если однажды в отношениях тех, кто называет себя друзьями, вкрадётся ложь».(12)

В индийской истории – притче «Клевета» -  поднимается вопрос разоблачения лжи.

«Пришла однажды к Бирбалу женщина и пожаловалась, что один мужчина взял её силой. Бирбал велел позвать того человека и спросил у него:

 - Как же ты посмел такое злодейство учинить?

 - О раджа-сахиб! – взмолился мужчина. - Эта женщина – обманщица, напраслину на меня возводит. Я её и пальцем не тронул, да и не видел никогда.

 - Ну, знаешь, ведь такое дело, что свидетелей не бывает, да и следов не остаётся. Такое зло творят наедине да украдкой. Потому не можешь ты от себя вину отвести, и я назначаю тебе наказание: сейчас же уплати этой женщине пять рупий.

 Не мог мужчина ослушаться Бирбала и нехотя выложил деньги. Бирбал отдал их женщине и отпустил её. Немного погодя он приказал мужчине:

 - Ступай догони женщину и непременно отбери у неё эти пять рупий. Ни за что не отпускай её, пока она тебе деньги не отдаст.

Выбежал человек на улицу и вскоре догнал женщину. Он стал требовать с неё свои деньги, но она отказалась отдать. Долго они спорили, наконец она схватила его за руку и потащила к Бирбалу.

 - Ваша милость! Он посреди улицы напал на меня, отнимает деньги назад. Вот мне и пришлось привести его сюда, - пожаловалась женщина.

 - Что же, забрал он у тебя деньги?  - спросил Бирбал.

 - Нет, господин, не отдала я. Как он ни исхитрялся отнять, да ведь и я не промах. Денежки, все пять рупий, при мне остались.

 - Если он даже деньги отнять не сумел, как же он мог силой тебя взять? Ты подала ложную жалобу, оклеветала, оклеветала этого человека. Немедленно верни ему деньги.

Женщина в душе кляла свою дерзость. Она достала из-под пояса деньги и отдала мужчине.

Бирбал позвал стражника и приказал дать клеветнице десять плетей. Женщина задрожала и сама призналась в обмане. Бирбал наказал клеветницу».(13)

 

ХХ век ещё больше заострил проблему лжи и не был обделён вниманием в летописи человечества, обнажая себя через битву добра и зла на поле жизни.  Раскрывают это ещё острее  книги, данные человечеству, названные «Живая Этика»: «Можно пожалеть, что многие языки для одного понятия уделяют разные выражения, затемняя смысл. Например, ложь прикрывается притворством, неискренностью, предательством, предубеждением, вымыслом и многими другими выражениями, в корне которых лежит то же самое понятие лжи».(14)

«Сознание есть мерило, и красота не терпит уродства. Ложь не покрываема. Сознание есть судья побуждения. Так много разновидностей жизни, что сознание остаётся судьёй. Потому развивайте сознание».(14)

«Ужасная болезнь – самомнение и подозрительность. Первое рождает тупость и невежество, из второго истекает ложь и предательство».(14)

 

Ложь как проблема в педагогике

                                                                                                            Будьте как дети.

Иисус Христос

 

Как воспитать в детях искренность и правдивость – антипод лживости?  Больше всех над этим вопросом бьются воспитатели, педагоги и родители: хотят эту проблему решить и психологи.

Известный польский педагог и талантливый писатель Януш Корчак (1878-1942) в своих трудах утверждал: «…одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке …».

«Всё, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Ты найдёшь здесь представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и с

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz